Можно ли взыскать с водителя ущерб организации

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Можно ли взыскать с водителя ущерб организации

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации.

Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф.

Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту.

Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС).

Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб.(62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса.

По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены.

Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения.

Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ).

При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ).

Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85).

Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя.

Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России.

Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен.

Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба  из зарплаты водителя.

В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2016/8/11427

Возможно ли взыскание ущерба с работника при ДТП

Можно ли взыскать с водителя ущерб организации

В ситуациях, когда автомобилист попадает в аварию на личном автомобиле, может возникнуть много неопределенностей. И что уж тут говорить, когда работник попал в ДТП на рабочей машине. Вопросов у таких водителей масса. На ком лежит ответственность за ремонт авто, возмещение ущерба пострадавшей стороне?

А как быть, если авария случилась в нерабочее время — имеет ли право работодатель потребовать с меня компенсацию?

Какова ответственность водителя

Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.

ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В рабочее время

Самая простая и экономичная ситуация, если работник попал в ДТП на служебной машине, застрахованной по ОСАГО и/или КАСКО. Возмещение ущерба осуществляется в пределах максимально установленной суммы по страховому договору. По ОСАГО:

  • 400 тысяч рублей — когда нанесен только материальный ущерб;
  • 500 тысяч рублей – если пострадали и люди.

Если последствия дорожной аварии превышают указанные лимиты, то разницу обязан доплатить собственник авто (ст. 1072 ГК РФ). Им в рассматриваемой ситуации является юридическое лицо.

Далее действия работодателя могут быть различны. Он вправе выставить регрессное требование своему работнику на оплаченную пострадавшему сумму или не делать этого. Более подробно мы рассмотрим правила регресса далее.

Сложнее ситуация, когда водитель попал в ДТП и виноват, но автомобиль не застрахован. По ст. 1068 ГК РФ вся ответственность ложится на фактического собственника автомобиля, то есть работодателя. Во всех последующих разбирательствах работник организации участвовать не будет.

Однако если в ходе расследования происшествия будет доказано, что именно действия водителя на служебном транспорте спровоцировали ДТП, то оплата ремонта ТС может быть произведена за счет личных средств водителя. Зачастую наниматели сами оплачивают ремонт, а затем частями взыскивают его с заработной платы работника.

Плюс к этому водитель может понести ответственность и в другой форме, предусмотренной корпоративными правилами.

Совсем иная ситуация, если судом сотрудник, попавший в ДТП, признан невиновным. В этом случае к нему не применяются никакие виды наказания – ни со стороны работодателя, ни со стороны суда, так как сам водитель выступает пострадавшим.

Что если время нерабочее

Далеко не всегда управление служебным транспортом в нерабочее время происходит самовольно и является преступлением.

Довольно часто наниматель сам позволяет сотруднику управлять машиной после окончания рабочего дня. Но даже этот факт не особенно поможет водителю, ведь в конечном итоге ответственность все равно ляжет именно на него.

Изначально все необходимые выплаты пострадавшей стороне будут компенсированы самим предприятием. Но затем он вправе составить и подать иск в суд на нерадивого работника и потребовать взыскания с него:

  • возмещения полной суммы расходов;
  • материальную компенсацию.

С первым видом взыскания все понятно – работник погашает всю сумму, затраченную на возмещение вреда пострадавшей стороне и на восстановление транспортного средства. Остановимся на материальной компенсации. Поскольку автомобиль является частью рабочего процесса, то его простой законодательством расценивается как недополученная прибыль.

Поэтому наниматель вправе привлечь своего сотрудника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него материальную компенсацию. Ее максимальный размер рассчитывается как 2/3 от тарифной ставки.

Но надо отметить, что материальная компенсация является возможностью, а не обязанностью, поэтому ее взыскание налагается сугубо по желанию работодателя.

Если в момент происшествия сотрудник находился в состоянии алкогольного опьянения, то наниматель может сразу же направить соответствующий иск, и весь ущерб, полученный от ДТП второй стороной, будет взыскан с водителя незамедлительно.

При попадании в аварию служебного автомобиля ответственность несет владелец транспорта, то есть юридическое лицо. Поэтому судебные иски пострадавшим лицом или его родственниками (в случае летального исхода) подаются в отношении организации, а не водителя.

Возможны ли регрессные требования к работнику?

Работодатель наделен правом выставления регрессного требования к своему работнику. Ст. 1081 ГК РФ позволяет работодателю, сотрудник которого спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, взыскать с этого лица сумму, возмещенную им пострадавшей стороне. В то же время ст. 238 ТК РФ гласит, что допускается только взыскание прямого действительного ущерба с работника при ДТП.

ТК РФ Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

То есть юридическое лицо может рассчитывать на получение денег от своего подчиненного только при условии, что:

  • количество его имущества уменьшилось;
  • ухудшилось состояние имущества;
  • произведены затраты на восстановление собственности юридического лица или имущества пострадавшей третьей стороны.

Как видим, большинство дорожных происшествий подпадает под эти критерии. Следовательно, работодатель имеет законное право выставлять регрессное требование к виновнику ДТП. По общему правилу взыскание ущерба с сотрудника происходит в пределах его среднемесячного дохода, за исключением ситуаций, при которых положено взыскание в полном объеме.

Полностью отвечать по обязательству возместить вред водителю придется самостоятельно в случае:

  1. Совершения административного проступка, установленного государственным органом, когда на работника налагается административная или уголовная ответственность.
  2. Причинения ущерба нанимателю во время выполнения служебных обязанностей.

Получается, что само по себе признание работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности. Для этого необходимо административное постановление в отношении него. При его отсутствии взыскивать с сотрудника могут только суммы в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

ТК РФ Статья 241. Пределы материальной ответственности работника

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Служебное расследование

Ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» обязывает всех субъектов предпринимательской деятельности анализировать причины и обстоятельства ДТП с участием служебного транспорта с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Это значит, что помимо основного расследования, проводимого уполномоченными органами (ДПС, СК), отдельным изучением обстоятельств происшествия занимается и сам наниматель. В ходе этого расследования выявляются:

  • причины,
  • обстоятельства,
  • последствия,
  • виновные сотрудники (это может быть не только водитель, но и технические мастера),
  • недочеты в деятельности предприятия.

Для расследования создается специальная комиссия во главе с директором или его заместителем. Срок проверки – не более 7 дней.

Подобное расследование не всегда негативно сказывается на сотруднике, находившемся за рулем ТС. Зачастую в ходе такой проверки выясняется, что авария произошла из-за технических неисправностей, недостатков в работе дорожных служб (плохое освещение, отсутствие дорожных знаков и др.) или по причине невнимательности второго участника инцидента.

Итак, если сотрудники организации попадают в аварию и устанавливается их вина, возмещение ущерба происходит за счет страховки. Если ее недостаточно – из средств собственника ТС. Работодатель при желании может взыскать с сотрудника затраченные средства, а если авария произошла в нерабочее время, то и материальную компенсацию.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру 8 (800) 350-83-19 и наш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ юрист ответит на все Ваши вопросы!

Источник: https://zakoniavto.ru/dtp/vozmozhno-li-vzyiskanie-ushherba-s-rabotnika-pri-dtp.html

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Можно ли взыскать с водителя ущерб организации

Взыскание ущерба с виновника ДТП чаще всего производится в судах, когда транспортное средство принадлежит какой-либо компании и за рулем находился ее работник.

У работодателей часто возникают вопросы относительно возмещения ущерба причиненного ДТП другим участникам ДТП. В частности:

— Должен ли работодатель возмещать ущерб участнику ДТП, если работник воспользовался автомобилем не для служебных целей?

-Вправе ли участник аварии обратиться за возмещением не в страховую компанию, а напрямую к работодателю?

— Можно ли взыскать с работника полную сумму ущерба, если к административной ответственности его не привлекли? 

В настоящее время практически ни одна организация не обходится без использования автомобиля, а если компания профессионально занимается перевозками, то у нее целый штат водителей.

Но даже если в организации всего один автомобиль, на котором возят руководителя и при этом водитель нанят по гражданскому договору, это не означает, что компания застрахована от претензий третьих лиц.

На практике использование работником транспорта компании часто оборачивается для работодателя дополнительными затратами. При этом неважно, был за рулем штатный водитель или работник, занимающий другую должность.

Если работник попадет на машине компании в ДТП и будет признан виновным, то отвечать за последствия с большой долей вероятности придется работодателю. Это распространяется и на случаи, когда особо ценным или отличившимся сотрудникам машина предоставляется в пользование как бонус.

Именно работодателю как собственнику транспортного средства придется возмещать вред пострадавшей стороне. Если автомобиль был застрахован, то третье лицо все равно может обратиться за возмещением причиненного ущерба непосредственно в компанию. Еще большие сложности могут возникнуть при последующем взыскании причиненного ущерба с работника.

Договор о полной материальной ответственности не гарантирует взыскание ущерба полностью. Все будет зависеть от обоснованности заключения такого договора в каждом конкретном случае.

Но, несмотря на все сложности, у работодателя есть возможность взыскать понесенные затраты в полном объеме. Для этого нужно доказать, что причинение ущерба связано с совершением административного проступка.

Сделать это можно с помощью документов, которые составит инспектор ДПС.

Компанию могут обязать возместить вред, даже если управление автомобилем не связано с работой. Обычно в случае  ДТП пострадавшая сторона обращается в страховую компанию, где застрахована ответственность виновника.

Исключением является случай, когда ДТП произошло с участием автомобиля, собственником которого является организация, а виновным в ДТП признан ее работник. В такой ситуации третье лицо имеет право обратиться за возмещением вреда непосредственно в компанию, в которой работает сотрудник.

Конечно, потерпевший может предъявить требование о взыскании и в страховую компанию, но закон предусматривает только право, а не обязанность стороны действовать по таким правилам (п. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Взыскание ущерба непосредственно с компании, в которой трудится виновный работник, возможно и тогда, когда страховка не покрывает ущерб полностью. Ответственность компании в подобных ситуациях подтверждается судебной практикой.

 Нормы ГК РФ также предуматривают, что ответственность за причинение вреда при использовании средства повышенной опасности, которым является автомобиль, несет его владелец.

При этом работник не признается владельцем транспортного средства, даже если он управлял им в силу исполнения должностных обязанностей.

Более того, исполнение работником трудовых обязанностей вообще не является решающим обстоятельством при распределении ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Ответить за действия работника придется и в случае, когда с ним заключен гражданско-правовой договор. Существует судебная практика, подтверждающая, что ответственность за причинение работником вреда может быть переложена на работодателя даже в том случае, если о трудовых отношениях речи не идет.

Суды объясняют это тем, что применительно к правилам ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу не только на основании трудового договора, но и договора гражданско-правового характера.

При этом обязательным условием является выполнение той или иной работы именно по заданию компании или под ее контролем.

Если сумма причиненного работником ущерба не превышает его средний месячный заработок

и работник не возражает против взыскания, то ущерб взыскивается в бесспорном порядке на основании распоряжения работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера нанесенного ущерба. После истечения этого срока взыскать ущерб может только суд.

Таким образом, в случае причинения вреда сотрудником, оформленным по гражданскому договору и использовавшим служебный транспорт в нерабочее время, ответственность все равно будет нести работодатель.

Однако, некоторые суды  считают, что работодатель будет отвечать перед третьими лицами только в том случае, если в момент совершения ДТП работник действовал по поручению организации. Причинение работником вреда именно при исполнении трудовых обязанностей считается обязательным условием для привлечения компании к ответственности.

Исходя из этой позиции, можно сделать вывод, что работодатель не должен возмещать вред третьим лицам, если предоставление работнику права пользоваться автомобилем является дополнительным бонусом и не связано с исполнением трудовой функции.

Доказательством того, что машина передавалась сотруднику именно в личное пользование, могут служить, например, соответствующий приказ руководителя, договор аренды транспортного средства или акт его приема-передачи.

Нормы коллективного договора или отдельного локального акта также могут подтвердить тот факт, что машина была предоставлена в качестве дополнительной гарантии и не требуется работнику для непосредственного исполнения должностных обязанностей.

При определенных обстоятельствах дополнительным доказательством того, что управление автомобилем не было связано с работой, является табель учета рабочего времени. С его помощью можно, например, подтвердить, что в момент совершения ДТП у работника был выходной, соответственно автомобиль использовался в личных целях.

Избежать ответственности перед третьими лицами компания сможет и в том случае, если докажет, что работник завладел автомобилем незаконно. Например, если он угнал машину, то в отделении полиции можно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела. Кроме того, компания не будет отвечать, если докажет, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

Страховая выплата пострадавшему может быть взыскана с работодателя

Если транспортное средство, на котором работник попал в ДТП, было застраховано хотя бы по договору ОСАГО, то работодатель может вернуть часть понесенных затрат. В настоящее время страховая выплата составляет 120 тыс. руб. — для возмещения имущественного вреда одного потерпевшего и 160 тыс. руб. — для возмещения вреда, причиненного нескольким лицам.

Вред, причиненный жизни или здоровью, оценивается также в 160 тыс. руб.  Если пострадавшее лицо первоначально обратилось за возмещением ущерба к работодателю, то впоследствии работодатель имеет право в порядке регресса взыскать денежные средства со страховой компании в пределах указанных сумм.

Но возможна и обратная ситуация, когда регрессное требование может быть предъявлено к самому работодателю.

При наличии определенных обстоятельств страховщик может потребовать у собственника транспортного средства компенсировать ему затраты, если первоначально пострадавшая в ДТП сторона обратилась за возмещением вреда в страховую компанию.

Это возможно, если в момент совершения ДТП работник действовал умышленно, находился в состоянии опьянения или скрылся с места ДТП.

Работодателю также придется заплатить из своего кармана, когда в ДТП виноваты родственники или знакомые сотрудника, которым он передал машину, если при этом они не имели водительского удостоверения или не были включены в страховку.

Поводом для последующего взыскания с работодателя также является ситуация, когда на момент ДТП истек срок действия страховки или диагностической карты, подтверждающей исправное состояние автомобиля.

При наступлении этих обстоятельств у страховой компании возникает право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу (ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ). А поскольку в данном случае отвечает собственник транспортного средства, то именно работодатель будет обязан вернуть страховой компании сумму, подлежащую возмещению. Такая позиция подтверждается и судебной практикой.

Чтобы снизить риск подобных ситуаций, в должностной инструкции работника или отдельном локальном акте нужно как можно более подробно прописать порядок предоставления и пользования автомобилем компании. В частности, запретить работникам передавать управление третьим лицам.

Кроме того, для сотрудников, которым машина предоставляется в качестве бонуса, можно установить обязанность своевременно сообщать работодателю о скором окончании страховки и необходимости пройти техосмотр.

Работник должен понимать, что при несоблюдении установленных в локальном акте правил, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

При причинении вреда здоровью или имуществу потерпевший может обратиться за возмещением ущерба к страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. Но возможно обращение и непосредственно к причинителю вреда, а в случае причинения вреда работником, состоящим в трудовых отношениях — к его работодателю.

Если размер ущерба не превышает страховую сумму, то, скорее всего, потерпевший обратится за выплатой именно к страховщику. Если же требование о компенсации поступило к работодателю, то он может уведомить потерпевшего о том, что ответственность застрахована и за выплатой можно обращаться в страховую компанию.

Целесообразно оценить обоснованность заявленных сумм и перспективу судебного разбирательства в случае их оспаривания. Исходя из этого, можно либо пробовать оспорить размер компенсации, или произвести выплату в размере который не оспаривается за вычетом страховых сумм. В любом случае работодатель имеет полное право привлечь страховщика в качестве соответчика по делу.

При взыскании ущерба с работника суд учтет его материальное положение

Если в суде будет установлено, что работник обязан возместить ущерб, суд может снизить размер сумм, подлежащих взысканию (ч. 1 ст. 250 ТК РФ) . При этом во внимание принимаются степень и форма вины, а также материальное положение работника.

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем

Заключение подобного договора с такой категорией работников признается судами незаконным, поскольку это не предусмотрено ТК РФ.

Обязательным условием наступления полной материальной ответственности является недостача вверенного работнику имущества (ст. 244 ТК РФ). При ДТП речь идет не о недостаче, а о порче имущества, соответственно, основания заключать договор о полной ответственности в данном случае отсутствуют.

Источник: https://pershickow.ru/vzyskanie-ushherba-s-vinovnika-dtp.

Можно ли взыскать с водителя ущерб организации – Справочник автомобилиста

Можно ли взыскать с водителя ущерб организации

Взыскание ущерба с виновника ДТП чаще всего производится в судах, когда транспортное средство принадлежит какой-либо компании и за рулем находился ее работник.

У работодателей часто возникают вопросы относительно возмещения ущерба причиненного ДТП другим участникам ДТП. В частности:

— Должен ли работодатель возмещать ущерб участнику ДТП, если работник воспользовался автомобилем не для служебных целей?

-Вправе ли участник аварии обратиться за возмещением не в страховую компанию, а напрямую к работодателю?

— Можно ли взыскать с работника полную сумму ущерба, если к административной ответственности его не привлекли? 

В настоящее время практически ни одна организация не обходится без использования автомобиля, а если компания профессионально занимается перевозками, то у нее целый штат водителей.

Но даже если в организации всего один автомобиль, на котором возят руководителя и при этом водитель нанят по гражданскому договору, это не означает, что компания застрахована от претензий третьих лиц.

На практике использование работником транспорта компании часто оборачивается для работодателя дополнительными затратами. При этом неважно, был за рулем штатный водитель или работник, занимающий другую должность.

Если работник попадет на машине компании в ДТП и будет признан виновным, то отвечать за последствия с большой долей вероятности придется работодателю. Это распространяется и на случаи, когда особо ценным или отличившимся сотрудникам машина предоставляется в пользование как бонус.

Именно работодателю как собственнику транспортного средства придется возмещать вред пострадавшей стороне. Если автомобиль был застрахован, то третье лицо все равно может обратиться за возмещением причиненного ущерба непосредственно в компанию. Еще большие сложности могут возникнуть при последующем взыскании причиненного ущерба с работника.

Договор о полной материальной ответственности не гарантирует взыскание ущерба полностью. Все будет зависеть от обоснованности заключения такого договора в каждом конкретном случае.

Но, несмотря на все сложности, у работодателя есть возможность взыскать понесенные затраты в полном объеме. Для этого нужно доказать, что причинение ущерба связано с совершением административного проступка.

Сделать это можно с помощью документов, которые составит инспектор ДПС.

Компанию могут обязать возместить вред, даже если управление автомобилем не связано с работой. Обычно в случае  ДТП пострадавшая сторона обращается в страховую компанию, где застрахована ответственность виновника.

Исключением является случай, когда ДТП произошло с участием автомобиля, собственником которого является организация, а виновным в ДТП признан ее работник. В такой ситуации третье лицо имеет право обратиться за возмещением вреда непосредственно в компанию, в которой работает сотрудник.

Конечно, потерпевший может предъявить требование о взыскании и в страховую компанию, но закон предусматривает только право, а не обязанность стороны действовать по таким правилам (п. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Взыскание ущерба непосредственно с компании, в которой трудится виновный работник, возможно и тогда, когда страховка не покрывает ущерб полностью. Ответственность компании в подобных ситуациях подтверждается судебной практикой.

 Нормы ГК РФ также предуматривают, что ответственность за причинение вреда при использовании средства повышенной опасности, которым является автомобиль, несет его владелец.

При этом работник не признается владельцем транспортного средства, даже если он управлял им в силу исполнения должностных обязанностей.

Более того, исполнение работником трудовых обязанностей вообще не является решающим обстоятельством при распределении ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Ответить за действия работника придется и в случае, когда с ним заключен гражданско-правовой договор. Существует судебная практика, подтверждающая, что ответственность за причинение работником вреда может быть переложена на работодателя даже в том случае, если о трудовых отношениях речи не идет.

Суды объясняют это тем, что применительно к правилам ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу не только на основании трудового договора, но и договора гражданско-правового характера.

При этом обязательным условием является выполнение той или иной работы именно по заданию компании или под ее контролем.

Если сумма причиненного работником ущерба не превышает его средний месячный заработок

и работник не возражает против взыскания, то ущерб взыскивается в бесспорном порядке на основании распоряжения работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера нанесенного ущерба. После истечения этого срока взыскать ущерб может только суд.

Таким образом, в случае причинения вреда сотрудником, оформленным по гражданскому договору и использовавшим служебный транспорт в нерабочее время, ответственность все равно будет нести работодатель.

Однако, некоторые суды  считают, что работодатель будет отвечать перед третьими лицами только в том случае, если в момент совершения ДТП работник действовал по поручению организации. Причинение работником вреда именно при исполнении трудовых обязанностей считается обязательным условием для привлечения компании к ответственности.

Исходя из этой позиции, можно сделать вывод, что работодатель не должен возмещать вред третьим лицам, если предоставление работнику права пользоваться автомобилем является дополнительным бонусом и не связано с исполнением трудовой функции.

Доказательством того, что машина передавалась сотруднику именно в личное пользование, могут служить, например, соответствующий приказ руководителя, договор аренды транспортного средства или акт его приема-передачи.

Нормы коллективного договора или отдельного локального акта также могут подтвердить тот факт, что машина была предоставлена в качестве дополнительной гарантии и не требуется работнику для непосредственного исполнения должностных обязанностей.

При определенных обстоятельствах дополнительным доказательством того, что управление автомобилем не было связано с работой, является табель учета рабочего времени. С его помощью можно, например, подтвердить, что в момент совершения ДТП у работника был выходной, соответственно автомобиль использовался в личных целях.

Избежать ответственности перед третьими лицами компания сможет и в том случае, если докажет, что работник завладел автомобилем незаконно. Например, если он угнал машину, то в отделении полиции можно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела. Кроме того, компания не будет отвечать, если докажет, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

Юрист Серегин
Добавить комментарий