При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания

Обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО: 2 способа возмещения вреда

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания

В основном инциденты на дорогах происходят из-за действий определённых лиц. Однако в некоторых ситуациях вина за случившуюся аварию лежит ни на одном водителе, а на нескольких автомобилистах, в отношении которых выносится постановление о совершении административного нарушения. Принято считать, что в произошедшем столкновении обоюдно виноваты несколько лиц, управлявших машинами.

Конкретного понятия «обоюдная вина» в законодательстве нет. При этом Госавтоинспекция и компании, работающие на рынке страхования, под обоюдной ответственностью подразумевают дорожный инцидент, все участники которого в какой-либо мере допустили нарушение ПДД.

Если инспекторами ГИБДД были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях со стороны обоих автомобилистов, подразумевается, что на всех водителях лежит одинаковая вина. Определить, кто из автомобилистов больше, а кто меньше виноват в аварии, имеет право только судебный орган.

Автомобилист, который хочет определить степень виновности, подает в суд иск, где в качестве ответчиков указывает страховщика, а также другого водителя, спровоцировавшего аварию.

Также нужно учитывать, что бывают ситуации, когда нарушителями ПДД оказались оба водителя, однако ДТП спровоцировали действия лишь одного из них. В частности, в остановившуюся на светофоре машину, которой управляет нетрезвый водитель, врезался другой автомобиль.

В этом случае виновником аварии является только один участник столкновения, так как действия пьяного автомобилиста не могли привести к столкновению. Поэтому крайне важно выявить не только все факты, свидетельствующие о нарушении автомобилистами ПДД, но и установить причинно-следственные связи.

В чью страховую компанию следует обращаться водителю?

Разберёмся в какую страховую компанию обращаться пострадавшему в ДТП? Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис автогражданки.

Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.

Как возмещается ущерб по полису ОСАГО

Для того, чтобы получить страховую выплату по ОСАГО, автомобилисту требуется собрать пакет документации, который включает:

  • удостоверение личности;
  • протокол Госавтоинспекции;
  • справку о повреждениях, полученных автомобилем;
  • документы на пострадавший автомобиль;
  • справку о банковском счёте для перечисления компенсации.

Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов.

Практика показывает, что водители в большинстве случаев соглашаются с получением половинчатой суммы компенсации, отказываясь от судебного разбирательства.

Как рассчитывается стоимость ущерба?

Для определения размера ущерба по ОСАГО должна быть проведена автотехническая экспертиза, в ходе которой выявляют все видимые, а также скрытые повреждения, полученные машинами и причины, спровоцировавшие ДТП.

Помимо этого в рамках экспертизы определяют условия на автотрассе, в которых происходило столкновение и прочие параметры.

В процессе экспертизы формируется целостная картина ДТП, на основании которой делают выводы по всем спорным ситуациям и устанавливают сумму урона.

Известны случаи, когда в процессе оценки ущерба страховщики пытались скрыть различные повреждения автомобилей, тем самым занизив размер выплат. Для того чтобы оспорить результаты автотехнической экспертизы, требуется получить заключение независимого эксперта, который повторно проведёт экспертизу автомобиля, оценит ущерб и предоставит свои выводы о повреждениях транспортного средства.

Часто у автомобилистов возникает желание проверить, честна ли с ними страховая компания.

Чтобы понять, правильно ли рассчитана сумма ущерба по ОСАГО, следует выполнить самостоятельный расчёт, используя данные базы РСА.

В этой базе содержатся сведения о ценах на автозапчасти в различных регионах страны, нормочасах и прочих параметрах, на основании которых страховщики рассчитывают размер ущерба.

Как водителю получить выплату?

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине автомобилистов, водителям в течение 10 рабочих дней с момента аварии требуется подать заявления в те компании, где ранее приобретались полисы. Если десятидневный срок будет пропущен, получить полагающуюся компенсацию очень сложно.

Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства.

Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок.

Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.

Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.

Можно ли самостоятельно выбирать способ возмещения ущерба?

На сегодняшний день автомобилист, являющийся участником дорожного инцидента, который был совершён по обоюдной вине, вместо оплаты ремонтных работ имеет право получить финансовое возмещение за причинённый ущерб.

В случае, если автомобилист выберет оплату страховщиком ремонтных работ, разницу между суммой возмещения и фактической стоимостью ремонта участнику ДТП предстоит оплачивать из собственного кармана.

Следует учитывать, что все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонтных работ, должны быть новые. Использование находившихся в эксплуатации деталей и элементов разрешается только с согласия страховщика.

Направление на ремонт выдаётся автомобилисту в течение 20 календарных дней после поступления страховщику заявления. Однако для получения направления на СТО, не включенное в список страховщика, может потребовать дополнительное время.

Период ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с момента передачи машины на СТО.

Продление сроков разрешено только при условии, что длительность ремонта обусловлена технологическими особенностями работ, а также при согласовании с автовладельцем.

В любых других случаях за затягивание работ страховщик обязан оплатить неустойку. На выполненные ремонтные работы даётся гарантия: кузовной ремонт – 12 месяцев, остальные виды ремонта – 6 месяцев.

Что касается автосервиса, выполняющего ремонт автомобиля, у каждого страховщика имеется перечень СТО, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Однако, для проведения ремонта автомобиль страховщика будет передан не в любой автосервис из перечня, а в ту станцию техобслуживания, которая расположена на расстоянии, не превышающем 50 км от места дорожного инцидента или дома, где проживает автомобилист.

Данное правило может быть нарушено только тогда, когда страховщиком будет оплачен эвакуатор, который доставит транспортное средство в автосервис.

К примеру, если авария произойдёт на автотрассе в 400 км от места проживания автомобилиста, страховщик может прислать эвакуатор, который отвезёт машину на любое СТО, выбранное компанией по своему усмотрению. При этом, страхователь должен помнить, что страховщик обязан выполнить транспортировку автомобиля не только на СТО, но и обратно.

Если ремонт выполнен некачественно, автомобилист должен направить претензию страховщику, потребовав исправления изъянов. При невозможности устранения недостатков автомобилисту следует обратиться к страховщику за получением компенсации, а, получив отказ, направить заявление в суд.

Как поступить, если страховщик отказался платить?

Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:

  • пропущены сроки подачи заявления;
  • водитель покинул место дорожного инцидента;
  • нахождение водителем в состоянии опьянения;
  • один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.

Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.

Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем.

Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке.

С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).

Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.

Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.

Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.

В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.

С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента.

Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет.

Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.

Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор.

Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП.

В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.

Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.

Заключение

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД.

При отсутствии судебного решения считается, что вина водителей является одинаковой, а страховая выплата делится пополам. Если установление виновника аварии не представляется возможным, страховщик имеет право отказать в выплате.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Пожалуйста, оцените статью! (7 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://AutoiZakon.ru/strahovanie/oboyudnaya-vina-pri-dtp

Обоюдная вина при ДТП: особенности получения страховых выплат

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания

На сегодняшний день каждый водитель, который управляет автомобилем должен иметь действующий полис ОСАГО.

Правило компенсации причиненного в автоаварии ущерба по системе ОСАГО общеизвестно: страховые выплаты получит потерпевший участник  ДТП. Поэтому прежде чем заплатить компенсацию необходимо установить виновность одного из участников происшествия.

Многим автолюбителям интересно: будут ли выплаты при обоюдной вине.

Загадочное понятие «обоюдная вина»

Следует заметить, что такого юридического понятия как «обоюдная вина» в Гражданском кодексе и Законе об ОСАГО не существует.  Этим термином с удовольствием пользуются сотрудники ГИБДД и страховщики.

Под обоюдной виной они понимают ситуация, когда оба участника автоаварии нарушили правила дорожного движения, и на группе разбора подразделения ГИБДД каждому было выписано постановление об административном правонарушении.

Итак, понятие «обоюдная вина» или «обоюдка» применяется, когда правила дорожного движения нарушили сразу два водителя, и в результате такого совпадения, возникло дорожно-транспортное происшествие.  При такой аварии нет виновника и потерпевшего.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Согласно, действующего законодательства выплаты по ОСАГО при обоюдной вине должны осуществляться!   Так, п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО регулирует этот вопрос. На основании указанной статьи право на получение страховых выплат при возникновении обоюдной вины имеют сразу оба автолюбителя.

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено  50% причиненного ущерба.

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах  обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам  ДТП необходимо обратиться в суд.

Как нужно оформлять автоаварию при обоюдке

Оформлять автоаварию, в которой виновны сразу оба водителя необходимо стандартным образом с участием  сотрудников ГИБДД!

Автолюбителям нужно успокоиться и приступить к выполнению обязательных действий предусмотренных ПДД:

  1. Остановить машину и не двигаться с места.
  2. Сразу включить аварийную сигнализацию. Обязательно выставить знак аварийной остановки. В пределах населенного пункта авариный треугольник выставляется не ближе чем за 15 м от автомобиля, а за его пределами – 30 м. Знак предназначен для предупреждения других автовладельцев о неподвижной преграде у них на пути. За невыполнение этого пункта на водителя будет выписано постановление об административном нарушении (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). Мера наказания: 1 тыс. рублей административного штрафа.
  3. Не поднимать предметы, которые  имеющие отношение к дорожному происшествию (детали, обломки, осколки).
  4. Если пострадали люди, то первостепенной задачей является оказание им первой медицинской помощи. При необходимости следует вызвать скорую помощь.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  6. Записать личные данные второго участника столкновения или лучше сфотографировать: водительские права, техпаспорт, страховой полис ОСАГО.
  7. Известить свою страховую компанию об автоаварии с виной обоих водителей. Для регистрации ДТП нужно указать: время, место и обстоятельства столкновения. Узнать у страхового агента последовательность своих действий. Агент может принять решение направить на место происшествия представителя компании.
  8. Сфотографировать все подробности столкновения на мобильный телефон или другой гаджет. Не помешает видеозапись. Нужны следующие фотографии:
  • обеих машин со всех сторон так, чтобы было видно их положение относительно друг друга на фоне дорожной инфраструктуры (разметка, дорожные знаки, светофоры, указатели), а также конкретной местности (вывески магазинов, таблички с названием улиц и номеров домов);
  • на фотографиях должны быть видны государственные номера обоих автомобилей;
  • лежавших на дороге, оторвавшихся деталей и других предметов;
  • тормозных путей обоих авто;
  • общего плана места дорожно-транспортного происшествия.
  1. Совместно с другим водителем составить схему ДТП, которую заверить подписями.
  2. Если невозможно организовать объезд, с целью оставить все на своих местах, до приезда полицейских, то освободить проезжую часть. Но только после составления схемы происшествия, а также проведения детальной фотосъёмки и видеозаписи места аварии.
  3. Искать свидетелей столкновения. Взять у них личные и контактные данные. Попросить дождаться сотрудников дорожной полиции для дачи показаний. Заручится обещанием прийти на судебное разбирательство дела. Делать это надо очень оперативно, пока очевидцы не отправились по своим делам.
  4. Дождаться сотрудников ГИБДД и принимать активное участие в оформлении автоаварии.

При таком алгоритме действий водитель выполнит все обязательные действия и не будет оштрафован инспектором дорожной полиции за нарушение ПДД. Кроме того, он выполнит свои обязанности указанные в договоре страхования по ОСАГО.

Действия сотрудников ГИБДД

Инспекторы ГИБДД, которые прибудут на место аварии, должны составить такие  документы:

  • схему происшествия;
  • два протокола об административном правонарушении (на каждого автолюбителя);
  • справку о ДТП.

Для составления схемы ДТП сотрудники полиции начнут измерение проезжей части и расстановки машин участников столкновения. Водителю нужно принимать в этом участие. Вежливо обращать их внимание на все нюансы, которые могли быть незамеченными. Также следует указать на полученные в результате столкновения повреждения машин.

Такие действия помогут более точно отобразить схему ДТП, которая в суде будет выступать главным документом доказательной базы. Прежде чем подписывать схему, необходимо с ней внимательно ознакомиться, проверить, правильно ли указана вся информация, особенно повреждения авто.

Если вы не согласны со схемой, то не стесняйтесь, попросить ее переделать. В случае отказа обязательно сначала впишите в документ все свои замечания, а потом подписывайте.

“Шапка” постановления пленума верховного суда.

При составлении справки о ДТП и протокола нужно следить, чтобы были указаны все повреждения, полученные автомобилем в результате столкновения. Желательно чтобы было записано, что машина может иметь скрытые повреждения. Каждому участнику ДТП выдается на руки заверенная копия справки.

Протокол должен содержать информацию о нарушении вами конкретного пункта ПДД и статью КоАП. Инспектор должен разъяснить ваше нарушение и предусмотренные статьей меры наказания. Прежде чем подписать протокол внимательно его прочитаете, напишите с чем вы не согласны, а только после этого его подписывайте.

Инспектор выдаст вам на руки заверенную копию протокола об административном правонарушении. Там будет указана дата, время и название отделения ГИБДД, в котором на группе разбора будет рассмотрена автоавария.

Автолюбителю следует явиться на группу разбора написать объяснительную и получить заверенную копию постановления об административном правонарушении. Если автовладелец не явится на разбор происшествия, то постановление будет выписано без его участия!

С пакетом документов необходимо явиться в свою страховую компанию на протяжении 15 рабочих дней с момента автоаварии. Не спешите отдавать все документы страховщику, сделайте себе нотариально заверенные копии в двух экземплярах.

Если есть возможность, то сделайте цветные сканы документов. Копии вам пригодятся, если ваши документы потеряет  некая «Маша-растеряша», которая работает в страховой компании. А также при обращении в суд.

Итог

Подводя итог хочется сказать, что при обоюдной вине водителей в ДТП их страховые компании выплатят 50% страховых выплат.

Автолюбителю следует помнить, что:

  • когда СК отказывает в компенсации ущерба, то стоит обращаться в суд;
  • меру виновности в автоаварии определяет только суд;
  • оформлять происшествие при обоюдке необходимо стандартно с  обязательным участием сотрудников ГИБДД;
  • только в случае принятия судом решения о невозможности установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину СК могут отказать в выплатах.

Пройдя все этапы, автолюбитель сможет получить часть страховых выплат для ремонта автомобиля, получившего повреждения в результате дорожного происшествия.

Счастливой и безопасной дороги!

Источник: https://detepe.ru/damage/v-dtp-oboyudnaya-vina.html

Обоюдная вина при ДТП: выплаты страховой по ОСАГО, кто кому должен при обоюдке

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания

Страховка ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, причиненного при ДТП застрахованным лицом. Однако бывают ситуации, когда ущерб причинен по обоюдной вине двух участников дорожного движения. Когда такое возможно? Как оформлять документы в этом случае? Попробуем разобраться в этом вопросе.

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в дтп

практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило пдд. однако возможны ситуации, когда дтп произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. именно в этом случае вина признается обоюдной.

здесь возможны следующие ситуации:

  1. оба водителя признаются виновными в дтп, их обоих привлекают к административной ответственности. здесь сотрудники гибдд оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников дтп.
  2. стороны оформили дтп по «европротоколу», согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
  3. установить вину невозможно. как правило, здесь идет речь о дтп с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке — неизвестно).

важно: обоюдная вина не означает равной гражданской ответственности и равного права на возмещение.

когда нарушение пдд не приведет к обоюдной вине

однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили пдд, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением пдд и причиненным вредом. здесь можно привести два классических примера:

  • столкновение на трассе. водитель иванов превысил скорость, водитель петров ехал с выключенными фарами. если бы иванов придерживался нормы скоростного режима, петров успел бы разъехаться с ним, но если бы петров включил свет — иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
  • снова столкновение, но иванов ехал на красный свет, а петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а осаго на этот месяц было уже не действующим. есть ли нарушение пдд со стороны петрова? однозначно да. есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? так же однозначно нет: даже если бы петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис осаго — это не помогло бы ему избежать столкновения.

когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в дтп. здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 пдд.

он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке.

легко увидеть, что этот пункт является оценочным, зависящим от опыта вождения и скорости реакции человека, о конкретных параметрах скорости не сказано ничего — они лишь должны не превышать установленные ограничения.

именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником дтп, даже если при этом строго соблюдал пдд в каждом пункте.

как оформлять дтп при «обоюдке»

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение — если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться «скорой» нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда — самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет — записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по «Европротоколу». В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям.

Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.

В чью страховую обращаться при обоюдной вине

при обычном дтп необходимо обращаться за возмещением в ту ск (страховую компанию), где виновник приобретал полис. но как быть, если виновников двое? здесь возможны следующие варианты действий:

  • проще всего, если оба участника застраховались в одной ск. им обоим нужно обратиться именно туда.
  • если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в ск второй стороны.
  • если же у одного из участников нет полиса осаго или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту ск, договор с которой еще действующий. но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

как рассчитывается размер возмещения

возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в дтп. здесь возможны следующие варианты:

  1. если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. в этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. это наиболее распространенный вариант.
  2. если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. например, если определено, что иванов виноват в дтп на 70%, а петров на 30%, то иванов получит 30% возмещения, а петров — 70%

точный же размер возмещения может определяться:

  • специалистом ск. но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
  • независимым экспертом-оценщиком. важно при этом известить ск о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. если этого не сделать, ск имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

можно ли выбрать способ возмещения

законодательство об осаго предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от дтп:

  1. выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с ск, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

с марта 2017 года выбор остается за ск. владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. единственное исключение — это если в ск обращается инвалид: ему законно об осаго прямо разрешает выбирать форму возмещения.

тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при дтп будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • если мастерская находится от места, где произошло дтп или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • если машина новая (менее 2 лет), а ск не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • машина не подлежит восстановлению («тотальное повреждение»).
  • есть погибшие или раненые при дтп.

важно: многие водители уверены, что при оформлении по «европротоколу» положены только деньги. на самом деле это не так: способ возмещения не зависит от того, каким образом было зафиксировано дтп.

процесс получения выплаты

чтобы получить возмещение, пострадавшему при дтп необходимо предпринять следующие действия:

  1. уведомить ск об аварии. срок для этого — 15 дней при оформлении в гибдд, 5 дней — при «европротоколе». однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. передать в ск все необходимые документы. их точный перечень зависит от обстоятельств дтп (например, если есть пострадавшие — потребуются копии меддокументации). если ск недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. срок на это — 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. решение ск в письменном виде доводится до потерпевшего.

что делать, если страховая компания отказывает в выплате

если ск необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:

  • составить претензию, в которой нужно указать, почему решение ск необоснованно и незаконно. это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. в претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
  • если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ — составить иск и обратиться в суд. заявление подается по месту, где находится филиал ск, выдавший полис осаго.

как доказать обоюдную вину в суде

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило — его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Как вести себя в суде

Во время судебного заседания пострадавшему следует:

  1. Вести себя спокойно, уверенно и корректно.
  2. Предъявлять доказательства, требуя внесения их в протокол, а для документов — приобщения к делу.
  3. Заявлять ходатайства о вызове в заседание свидетелей и экспертов (если нужны пояснения к заключениям).
  4. Пользоваться иными процессуальными возможностями.

ВАЖНО: Поскольку судебный процесс — вещь для неподготовленного человека достаточно сложная, лучше всего обратиться к адвокату или юристу, работающему по делам о ДТП.

Если никто не обращался в суд

Следует помнить, что СК не занимается определением, кто виноват в ДТП и какова степень вины. По закону она и права-то такого не имеет. Поэтому если нет на руках судебного решения — вина по умолчанию считается равной. В этом случае СК выплатит каждой из сторон ровно по 50% от возмещения, если участников трое — то по 33% и т. д. Чтобы изменить пропорцию, решение суда нужно позарез.

Если участники обжаловали постановление в суде

Если постановление по административному делу о ДТП было обжаловано (законодательство дает такое право), СК имеет полное право отказать в выплате до момента, когда рассмотрение жалобы будет закончено. Поэтому здесь нужно просто ждать.

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий невиновен

Возможна ситуация, когда в ДТП участвовали трое, но авария произошла по вине лишь двух из них, а третий пострадал «за компанию». В этом случае выплаты будут произведены так:

  • Невиновный получит 100% возмещения.
  • Виновные — обратно пропорционально степени их вины (если нет решения суда — то по 50% каждый).

Если один без страховки

ОСАГО применяется лишь в тех случаях, когда у виновного есть полис. Если же один из водителей не был застрахован, возмещение будет проведено так:

  • Не имеющему полиса нужно обратиться в СК второго участника.
  • Застрахованному лицу обращаться надо сразу же в суд. Если нет у виновного полиса ОСАГО — ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

ПВУ применяется в случае, если одновременно соблюдены два условия:

  1. Вред причинен только машинам.
  2. У всех участников ДТП есть полисы ОСАГО.

В этом случае потерпевший может обратиться в СК не виновника, а свою. Компания в свою очередь возмещает ему ущерб согласно степени вины, а затем взыскивает эту сумму с СК второго участника.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2019 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Как рассчитывается размер возмещения?

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Можно ли выбрать способ возмещения?

С 27.04 2019 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Процесс получения выплаты

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/oboyudnaya-vina-v-dtp-vyplata-po-osago/

Юрист Серегин
Добавить комментарий